Профилактика игровой и интернет – зависимости.
Споры ученых о влиянии компьютера на развитие детей идут до сих пор. В проведенных исследованиях получено множество аргументов свидетельствующих о его положительном воздействии на умственное развитие ребенка. Современные технологии значительно расширяют возможности для обучения. Ученые отмечают, что благодаря компьютеру дети легче осваивают некоторые навыки, например, счета и чтения.
С другой стороны, существует немалое количество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. К ним относятся: нарушение общения с детьми и взрослыми, и потеря чувствительности к эмоциям других людей, вред для здоровья ребенка, например, постоянное перенапряжение глаз. Этот список можно продолжить. Но важно назвать одну из самых основных опасностей – уход ребенка в виртуальный мир. При длительном бесконтрольном взаимодействии с компьютером возникает «компьютерная зависимость».
Зависимость от компьютерных игр один из видов игровой зависимости. Данной зависимостью обычно страдают подростки. Бывает, они неделями прогуливают школу, проводя сутки в компьютерных клубах. Игровой мир полностью вытесняет реальность. Происходит снижение социальных, материальных, профессиональных и семейных ценностей.
Всемирная организация здравоохранения летом этого года обнародовала новую Международную классификацию болезней (МКБ-11), которая должна быть утверждена на Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2019 года, в ней, в частности, игромания (чрезмерное увлечение компьютерными и видеоиграми) признана психическим расстройством.
Ребенок, бесконтрольно играющий в компьютерные игры, становится раздражительным, агрессивным, импульсивным. Снижается его работоспособность: он быстро утомляется, становится неспособным переключаться на другие развлечения. У ребенка возникает чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется.
Признаки зарождающейся зависимости несложно распознать. Подросток становится не состоянии контролировать время проведенное за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать). Подросток лжет, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в своей жизни. Дети и подростки ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни.
В большей степени компьютерной зависимости подвержены дети и подростки имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они стараются самоутвердиться и улучшить своей психическое состояние с помощью успехов в компьютерной игре. В виртуальной реальности ребенок создает желаемый образ себя.
Различают три основных вида подростковой компьютерной зависимости. Первый вид, игровая зависимость. Второй, зависимость от социальных сетей. И третий, веб-серфинг, что означает бесцельное блуждание по различным сайтам, хаотичное поглощение информации.
Приведенные ниже рекомендации помогут сделать времяпровождение ребенка за компьютером более безопасным для здоровья.
- Показывайте ребенку личный положительный пример. Если вы допускаете играть ему не более часа в день, то и сами следуйте этому правилу.
- Ограничивайте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.
- Предложите ребенку другие варианты проведения досуга. Организуйте ему возможность посещения секций и кружков по интересам.
- Обращайте внимание на компьютерные игры, которыми увлечен ваш ребенок. Именно игры могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
- Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
- Не игнорируйте своего ребенка. Обсуждайте волнующие его вопросы, вместе находите выход из тех трудностей, с которыми ребенку приходится сталкиваться.
Не допустить возникновения компьютерной зависимости у ребенка возможно путем создания таких условий, в которых ребенок будет полностью удовлетворен реальной жизнью. Нужно создать такую среду для подростка, в которой он сможет найти возможности для реализации своих способностей, в которой он будет чувствовать себя комфортно, в которой он не будет испытывать трудности при взаимодействии с самыми близкими ему людьми и со сверстниками.